Виктория Березина: «Лидерство нужно каскадировать»

Виктория Березина – одна из ведущих бизнес-тренеров, консультантов по управлению персоналом, коучей. Ее специализация — обучение ТОП-состава, владельцев компаний, HR-директоров, менеджеров. Более 9 лет успешно проводит тренинговую и консультационную работу, свыше 11 лет занимает руководящие должности в крупных национальных компаниях.

  • Какие тенденции появились в бизнесе, и как это отражается на сфере бизнес-обучения?

Безусловно, поменялся менеджмент. «Поколение Z» не хочет много работать, не делает бессмысленных вещей, они задают вопросы: «Зачем, для чего это нужно?». Работа не только должна приносить им удовольствие, а еще и быть наполненной смыслом. Тренинги из серии: «Как эксплуатировать подчиненных» уже не работают, поэтому руководители и бизнес должны меняться. Новое поколение не хочет выполнять приказы, руководители должны учиться вести переговоры. Если раньше,  при невыполнении какого-то задания, часто прибегали к методу увольнения, сегодня приходится подстраиваться под работника, потому что найти ему замену, скорее всего, будет не так уж и легко.

Новой тенденцией для бизнеса также является глобализация. Сейчас человек может жить, к примеру, в Астане и работать на украинскую компанию, раньше же — где родился, там и пригодился. Сегодня получить визу становится все легче, так же, как и переехать в другую страну.

Очень важно, чтобы в компаниях обучались не только ТОП-менеджеры, а и те специалисты, которые будут выполнять саму работу. Изменения должны быть у каждого в компании. Изменить только рядовых сотрудников, не получится без изменения руководителей, и наоборот. Нужно меняться всем. Невозможно обучить отдел продаж, если вы не подтянули к новой идеологии производство, закупки, бухгалтерию и другие отделы.

  • Каковы особенности обучения лидерству?

Лидерство нужно каскадировать. Потому что, если один лидер будет тянуть за собой всю команду, долго он не протянет. Но, если каждый человек реализован в профессии, понимает, что это его дело и ставит себе задачи, ориентируясь на цели компании, он достигает этих целей гораздо быстрее.

Как это действует, можно показать, например, на закупках. Закупка — это обеспечение товаром нужного качества в нужное время за определенные деньги. Есть закупщики, которые считают: как мне платят, так я и работаю. Это неправильно. Обучение должно быть направлено именно на те личные качества, которые помогут реализоваться в профессии. Хорошо, если сотрудник понимает смысл своей работы и любит ее, в таком случае он захочет ее сделать хорошо —  и выполнит это. Поэтому, лидерству надо учить даже закупщиков, чтобы они могли защитить ваш бизнес, со своей стороны.

Проводя тренинги, мы не только ставим вопрос: «что делать?», а и говорим, какие навыки нужно развивать при этом, отвечая на вопрос: «зачем?». Если у человека есть мотивация, то учить его гораздо проще.

Каждая компания хочет, чтобы тренинги приносили результат, никто не хочет проходить «обучение ради обучения». Но, для этого нужно изначально правильно определить цели их проведения. Например, если бизнесу не хватает денег, в основном все бегут на тренинги по продажам. Отдел продаж начинает быстро продавать, производство начинает сходить с ума из-за новых сроков выполнения заказов и «вставлять палки в колеса» отделу продаж. Система начинает тормозить. Поэтому, когда мы говорим об обучении персонала, любой тренинг должен помочь понять людям, кто они, и каково их место в бизнесе.

Когда люди слышат слово «лидерство», в основном, они ассоциируют его с понятиями «первенство» и «власть», не понимая, что лидер – это тот человек, который реализовывает свой потенциал, делая что-то хорошее и нужное для других.

 

  • Какими навыками и компетенциями должен обладать руководитель?

Руководитель должен развивать не те навыки, которые заставят делать что-то других людей, а те, которые будут давать желание работать, потому, что, как мы говорили, метод приказов уже не срабатывает.

Лидер получает результаты от работы других людей при условии, что они хотят с ним сотрудничать. Также он должен обладать эмоциональным интеллектом и умением вести переговоры.

  • Какова структура ваших тренингов?

У нас есть разные формы тренингов. От четырех часов до двух-трех дней — все зависит от темы и от того, насколько сильно компания хочет себя прокачать в определенных аспектах деятельности.

Вопрос также в том, в каком формате проводить тренинг. Например, лекции подразумевают огромное количество контента — а новое поколение обучается только тогда, когда делает что-то самостоятельно. Если людям забить голову просто информацией, результата не будет, поскольку нужна практика. Поэтому задача тренера — дать вдохновение группе для поиска тех ответов, которые подходят именно им.

Если речь идет о вдохновляющем мастер-классе, то это можно сделать и за четыре часа, а если же речь идет о проработке чего-то, то это минимум два дня. Но есть тренинги и по три, и по пять дней, все зависит от ситуации.

  • Насколько большая у Вас команда тренеров?

У нас в команде работают те люди, у которых уже есть готовые пакеты тренингов. Каждый отвечает за свою сферу. Тренер – это тот человек, который изучает бизнес-процессы, он должен следить за тенденциями и, конечно же, быть успешным в своей отрасли. Команда у нас небольшая, но мы закрываем все области бизнеса. На нашем сайте  можно увидеть сферы наших тренингов, задать вопросы консультанту, который посоветует подходящего тренера.

  • Можете раскрыть нам один из секретов управления?

Я расскажу об одном из инструментов обратной связи, о конструктивной критике.

Когда мы подходим к дверям, они открываются, когда подходим к человеку, он «закрывается». Если человек действительно старался, работал, а ему просто говорят, что он делает что-то не так, он начинает оправдываться и закрываться, у него складывается ощущение, что к нему придираются. С таким отношением руководитель становится для работника врагом номер один, который его не ценит. А если человека не ценят, у него не будет желания работать лучше.

Когда Вы подходите к человеку с критикой, начните свой разговор не с того, что он сделал плохо, а с того, что он сделал хорошо, и поблагодарите его за это.

Далее, дайте «фотографию» того, что произошло. Говорите не о сотруднике, а о себе. К примеру, не «ты опоздал», а «я злюсь, когда долго жду».

Спросите, почему так случилось. А точнее, с чем это связано, чтобы он не оправдывался. Важно договориться с сотрудником, чтобы подобного больше не повторялось.

И в конце не забудьте закрыть ситуацию плюсом. Достаточно сказать, что Вы верите в него или доверяете, чтобы сотрудник ушел на позитивной ноте.

С таким поведением для сотрудника Вы всегда будете другом, он будет чувствовать, что его ценят. Этот метод универсален, и я советую применять его не только в бизнесе, но и в семье, это поможет избежать многих конфликтов.

Последние статьи
11 вредных советов, как угробить любой корпоративный тренинг
Мне часто задают вопрос: как эффективно выбрать и провести в компании корпоративный тренинг. Давайте я лучше опишу основные ошибки, которые совершаются при выборе и организации корпоративного обучения. И если не делать этих ошибок, то профессиональный тренер сделает все за вас, и мероприятие будет обречено на успех.
СИНЕМАЛОГИЯ - фильмы для обучения и развития личности
СИНЕМАЛОГИЯ – практика просмотра и анализа художественного фильма. Это одна из самых увлекательных и глубоких форм обучения и развития личности.
Стили Лидерства
Нет в природе одного универсального и эффективного стиля лидерства, все зависит от “зрелости” исполнителей. Зрелость не стоит измерять возвратом, количеством высших образований и записью в трудовой книжке. В реалиях украинского бизнеса довольно часто уровень зрелости сотрудника не соответствует занимаемой им должности.